Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Свеча

Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 4

Оригинал взят у humus в Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 4

Collapse )
Огромная благодарность Виктору Зайцеву за предоставленный материал

01. Титульный лист
01. Титульный лист

Collapse )
Свеча

Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 3

Свеча

Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 2

Свеча

Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 1

Оригинал взят у humus в Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 1

Огромная благодарность Виктору Зайцеву за предоставленный материал

00. Титульный лист
00. Титульный лист

Collapse )

Свеча

ВЕЧЕР ДНЯ РОССИИ


Вот уж вечер...Исп.Владимир Волков
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.
Вот уж вечер, и ветер утих.
Ночь грядет, тишиною звеня.
И ложится на снег белый стих.
И как снег, он не любит огня.

Этот час истекает горючей слезою.
Тихо плачет струна, плачет серебра нитка тугая.
Душно, будто бы летом за миг перед самой грозою,
Только слышно из храма: "Царице моя Преблагая".

Вот уж вечер, и ветер утих.
Ночь грядет, тишиною звеня.
И ложится на снег белый стих.
И как снег, он не любит огня.

Этот день истекает и молятся русские люди.
Иерей служит Богу, и вечность его не пугает.
Все нам сказано, все нам показано как оно будет.
Что же Вы не поете: "Царице моя Преблагая"?

Вот уж вечер, и ветер утих.
Ночь грядет, тишиною звеня.
И ложится на снег белый стих.
И как снег, он не любит огня.

Этот век утопает в грехе и в грехе истекает.
Тихо плачет струна, плачет серебра нитка тугая.
Где ж та жуткая боль, где ж та скорбь, что народ мой раскает,
Пока слышно из храма: "Царице моя Преблагая"?


 Читать далее...







Свеча

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ

По одежке встречают

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество — не менее трех десятков — самых разных нарядов. Особенно наши прародительницы любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. А уж как они любили бусы!..

На формирование любого национального костюма (будь то английский, китайский или племени бора-бора), его покроя и орнамента всегда влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия народа.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»


В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)


Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы-рукодельницы ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая, рубаха непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочая рубаха для жатвы всегда богато украшалась и приравнивалась к праздничной.

Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенный оберег, поскольку верили, что, используя плоды земли для пропитания, отбирая жизнь у пшеницы, ржи или рыбы, они нарушают естественную гармонию, вступают с природой в конфликт. Перед тем как убить животное или скосить траву, женщина произносила: «Прости, Господи!»


Кстати, об этимологии слова «рубаха». Оно происходит вовсе не от глагола «рубить» (хотя колоть дрова в такой одежде, безусловно, удобно), а от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное облачение князей с длинными откидными рукавами, сшитое из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой (круглый) сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.


Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Вероника Батхан. «Русские красавицы»



Поверх сарафана надевалась короткая душегрея (что-то наподобие современной кофты), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка (кацавейка, телогрейка) шилась из дорогих, плотных тканей — бархата, парчи.


Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей мод, вернула в обиход русский сарафан, одежду, порядком подзабытую отечественным высшим сословием после реформ Петра, который не только брил бороды боярам, но и запретил ходить в традиционной одежде, вменив подданным следовать европейскому стилю. Государыня считала необходимым воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Едва сев на русский трон, Екатерина начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство:«Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами», — писал англичанин, побывавший при русском дворе.

Понева


Попросту юбка. Обязательная часть гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Чаще всего понева изготавливалась из полушерстяной ткани в клетку.

Надевалась на рубаху и оборачивалась вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали еще передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс


Неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Пояс — магический круг — защищал от нечисти, и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. К концу XIX века в некоторых южных областях стало допускаться ношение пояса просто под сарафан. Пояса были шерстяные, льняные и хлопковые, их вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором — замужние женщины. Желто-красным поясом из шерстяной ткани, украшенной тесьмой и лентами, оборачивались в праздники.

Передник


Не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Впрочем, на Руси в ходу больше было слово «запон» — от глагола «запинати» (закрывать, задерживать). Определяющая и самая обильно украшенная часть наряда — узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками. Край оформлен кружевом и оборками. По вышивке на переднике можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников и предпочтения владелицы. Каждый завиток, каждый стежок подчеркивал индивидуальность.

Головной убор


Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

После венчания и обряда «расплетения косы» девушка приобретала статус женщины и носила «кичку молодухи». С рождением первенца ее сменяла рогатая кичка или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок (убрус).

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный


Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной, кумач...


Возраст владельцев без труда определялся по цветовой гамме. Наиболее колоритно одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы пожилых и детей.

Женский костюм изобиловал узорами. Вышивки на сарафанах и рубахах перекликались с резным обрамлением деревенской избы. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. Трехчастный ансамбль девушки надевали на каждый выход в свет. Рубаху дополняли сарафаном и кокошником либо поневой и сорокой. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. Многослойность одеяний у знати подчеркивала их достаток.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть, а с середины XIX века — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом, кумач, ситец, сатин. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды покроя, живописное декоративное и цветовое решение, кички, сороки — все это бытовало в крестьянской среде вплоть до середины — конца XIX века, когда традиционный костюм начинает вытеснять городская мода. Одежду все чаще приобретают в магазине, реже шьют на заказ.


Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных - лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

http://www.culture.ru/news/51485
Свеча

МЫ - КВАСНЫЕ ПАТРИОТЫ!


Дорогие друзья! Вы на самом деле хотите научиться варить квас домашний? Рецепт простейший:берете ржаной хлеб, в духовке ломти подрумяниваете, заливаете кипятком, добавляете сахар, остужаете до тепленького состояния. Потом туда добавляете дрожжи,ставите в теплое место и ждете, пока закваска подойдет. Запузырится и заиграет. Пропорции такие: ломоть хлеба, дрожжи с ноготок указательного пальца, сахара 1 ст. Пока готовится закваска, готовим сусло: тот же ржаной хлебушек также зарумяниваем в духовке, заливаем кипятком. Накрываем - пусть настаивается. Пропорции: на 3 литра 2-3 ломтя хлеба и сахар по вкусу: для окрошки поменьше, по 2-3-4 ст.л достаточно. Когда остынет до теплого состояния, соединяем с закваской. Опять ставим в теплое место. И смотрите, как будет квас играть! Когда осядет закваска, квас готов ! Только учтите, что первая закваска может забражиться!!! Проверить на практике! Мы сливаем квас примерно на второй день, и завариваем новый квас. Если вникните в простой квас, то потом можете добавлять и изюм, и что хотите. А еще лучше, если есть сухой квас, иногда туда и солод добавляют! Мы сухой квас обязательно поджариваем - цвет красивее и вкуснее. Тогда на 3 л надо 3 ст. л сухого кваса. Варите квас и пейте на здоровье!
Свеча

Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 1

Оригинал взят у humus в Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 1799. Часть 1

Огромная благодарность Виктору Зайцеву за предоставленный материал

00. Титульный лист
00. Титульный лист

Collapse )

Свеча

КОГДА ЛЕТУ НАЧАЛО?!


"Когда начинается лето? «С первого июня», — не задумываясь ответит первый встречный. «Извините, — возразят синоптики, — лето начинается, когда на термометре среднесуточная температура перевалит за 15 градусов». «Какие еще 15 градусов? — возразят астрономы. — Лето начинается после дня солнцестояния, с двадцать второго июня». «Все это так, — скажут фенологи, — но по-нашему перволетье начинается, когда полетят с вязов семена-крылатки. В средней полосе России они созревают в середине июня»( http://smotret-mir.ru/planeta-zemlya/kogda-nachinaetsya-leto.html)
Аполлон Коринфский напоминает, как на этот вопрос отвечали на Руси:
"Вознесеньев день - последний весенний праздник на Святой Руси. Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, - тут ей и конец пришел! - говорят в народе. «Весна о Вознесенья на небо возносится - на отдых в рай пресветлый просится!» -можно услышать в поволжских деревнях. - «Не век девке невеститься: на что весна - красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день - прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне - до Вознесенья!», «До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется - за работу в поле примется!» - гонятся одно за другим стародавние слова крылатые, долетевшие к нам из-за дали былого-минувшего. А весна, и впрямь, с этого праздника Господня уступает на политой трудовым потом бесчисленных поколений русского пахаря земле место лету знойному-жаркому, с его работами страдными да сухотами-заботами, - по народной поговорке: «Потом умывается, Честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит».
((Народная Русь: Вознесеньев день.http://cddk.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=603)

Однако, у русского народа и другие были наблюдения: только к Троице земля прогревается, по народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".

Сказания русского народа,
собранные Иваном Петровичем Сахаровым, еще более категоричны: проводы весны сопровождаются разными обрядами и в разные дни.

Так что 1 июня лето точно не начинается:продолжается весенний май-месяц - травень-цветень! А про Вознесение Господне и Троицу так понимаем:они ведь по Пасхальному календарю и в середине-конце мая бывают, и к концу июня дотягивают:за 17 праздничных дней всякая погода бывает! Но уж будьте уверены:завсегда земля травнем-цветнем,весенним месяцем маем,расцветает, и к 1/14 июня дороженьку цветную розанцвету-разноцвету готовит!
Наш фотоальбом КОГДА ЛЕТУ НАЧАЛО?! https://www.facebook.com/media/set/?set=a.673686312774716.1073742431.100004000613160&type=1&l=a1289c4a28
Свеча

ВЛАДЫКА МАРК - ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА ХАБАРОВСКА

DSCN0959
31 мая - день города Хабаровска.По давней традиции к празднику в Хабаровске присваиваются звания почетного гражданина города.22 мая 2007 г.от Р.Х. такое звание было присвоено владыке Марку,правящему архиерею Хабаровской епархии,тогда еще архиепископу.Его вклад в развитие города весом и значителен!
Наш фотоальбом ВЛАДЫКА МАРК - ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА ХАБАРОВСКА https://www.facebook.com/media/set/?set=a.274948225981862.1073741925.100004000613160&type=1&l=3f2b9dcadd