Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

Свеча

ОТЕЦ РАФАИЛ - ПЧЁЛКИ.avi


Кто пчёлок уважает

Когда проснутся пчёлки,
Тогда причешут чёлки,
Умоются над лужицей,
И по лесу закружатся.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

Им каждая ромашка
Нальет нектара в чашку
И даже одуванчики
Нальют нектар в стаканчики.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

А кончится работа,
Нальются мёдом соты
И вечером на пасике
Сыграют пчёлки в классики.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

Когда зима завьюжит
И льдом покроет лужи,
Оденут пчелы валенки
И лягут в соты баиньки.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

Я в птицеград на сессию
С гитарой вместе с песнею,
И здесь для вас играя,
Куплет свой повторяю:

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд! (2 р)

Жу-жу-жу!!!
МЁД ХОЧУ!!! (3 р)
Песню исполняет иеродьякон Рафаил.http://www.youtube.com/watch?v=PWDlnQvczKc
Свеча

Сыновья России - Про пчелок


Кто пчёлок уважает

Когда проснутся пчёлки,
Тогда причешут чёлки,
Умоются над лужицей,
И по лесу закружатся.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

Им каждая ромашка
Нальет нектара в чашку
И даже одуванчики
Нальют нектар в стаканчики.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

А кончится работа,
Нальются мёдом соты
И вечером на пасике
Сыграют пчёлки в классики.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

Когда зима завьюжит
И льдом покроет лужи,
Оденут пчелы валенки
И лягут в соты баиньки.

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд!

Я в птицеград на сессию
С гитарой вместе с песнею,
И здесь для вас играя,
Куплет свой повторяю:

Кто пчёлок уважает,
Кто к ним не пристаёт,
Того они не жалят,
Тому приносят мёд! (2 р)

Жу-жу-жу!!!
МЁД ХОЧУ!!! (3 р)
Песню исполняет иеродьякон Рафаил
Свеча

ЖАВОРОНКОВ ВСТРЕЧАЕМ!


А вот и "Сороки" идут: 9/22 марта!
"Сорок мучеников, воспоминаемых в этот день Православною Церковью, по простонародному присловию, торят путь-дорогу сорока утренникам (морозам) из которых - каждый все легче и мягче другого. По примете, если все сорок утренников пройдут подряд, быть всему лету теплому да ведряному, для уборки всякого полевого жита сподручному. В этот день прилетает вторая птица весенняя - жаворонки, а по старинному крылатому слову, не только они, а сорок птиц прилетают, сорок пичуг на Русь пробираются. «Сколько проталинок - столько и жаворонков!» - приговаривают деревенские погодоведы завзятые, для которых обступающая их отовсюду природа является открытою, хотя и никем не писанной книгою.
В ознаменование прилета звонкоголосых певцов полей, пекутся издавна в каждой семье, памятующей обычаи старины, по сорока жаворонков из теста («сороки святые - колобаны золотые»). На девятый день марта месяца -вторая встреча весны. В этот день, по народному дневнику, зима кончается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие). С этого дня отсчитывают деревенские мужики-«гречкосеи» сорок морозов-утренников и, благословись, засевают гречу-дикушу, не опасаясь за всходы. Деревенская детвора с нетерпением ждет прихода «Сороков»: для нее это - день, лакомый еще более, чем Власьев с его пышками. Помнятся ребятам сдобные, да обмазанные еще вдобавок медом (или патокой сладкою), жаворонки; памятны и затейливые игры, приуроченные с незапамятных пор к этому дню, знаменующему собой приближение весны. Весела детвора на «Сороки», что вешний жаворонок, оглашающий чернеющиеся ранними проталинами поля, готовые сбросить с себя зимние покровы, первой песнею победы тепла над стужею.

«Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка - запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житье-бытье про нездешнее!»...

Так величают пташку, несущую с собой тепло, красные девушки словами старинной песни, которую еще и посейчас можно услышать в средневолжских губерниях, там, где за старину деревня крепче, чем по другим - подгородным - местам, держится."
(А. Коринфский. Народная Русь: Март-позимье)

Весна пришла на колясочках,
Зима ушла на саночках!
Чувиль-виль-виль!

Иван Полуянов сохранил память о празднике:

22 марта - сороки, весеннее равноденствие, именины жаворонка.

"День с ночью мерится".

"Жаворонок весну благословил…"

Творцы народных календарей не помышляли противопоставлять себя природе. Духовная жизнь, нравственные устои, труд, человек и природа, по их убеждению, суть нерасторжимое целое. Слагались устные численники людьми, на опыте поколений постигшими, как он дается, хлеб насущный, вдобавок на Севере, где приходилось с топором врубаться в тайгу, жечь ее огнем в надежде заполучить клочок угодья - посеять жито, развести огород, накосить стог сена. Посевы губила стужа, хлеб вымокал от дождей, в засуху выгорала трава… Все-таки месяцесловы ничего другого не проповедовали, кроме любви к отчей земле, ее лесам, водам, если песня прилетной птахи, спутника пахаря, заслуживала праздника!

Наступило весеннее равноденствие - вторая встреча весны.

Молвить на прямоту, "красна весна и голодна". Горечь навевали веснянки-причеты:

Ох, весна-красна

Все повытрясла,

Из закромов

Все повыскребла,

Новым веничком

Все повымела.

О себе не печаль, перебьемся, с живностью по хлевам как быть? Крышу метали в ясли, коль дом под соломой. "Не научен человек - скотина, не накормлен скот - не животина". Заботы от сна отбивали: "Нет скотины - постель из перины, есть скотина - постель как шило".

Чего уж, "к весне и добрую скотину за хвост поднимают"!

Бывать, к именинникам обратить мольбу?

Ой вы, жаворонки,

Жавороночки!

Несите здоровье:

Первое коровье,

Второе овечье,

Третье человечье!

На житейских невзгодах не сошелся клином белый свет. Весна в году одна. И жизнь одна - пускай она будет праздником, пускай молодежь потешится, попоют девицы:

Жаворонки,

Перепелушки,

Птички-ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

На жердочке,

На бороздочке,

И с сохой, и с бороной,

И с кобылой вороной,

С пряльцем, с донцем,

С кривым веретенцем!

Снег глубок, непогодь - что вы, нет помех хороводам. Избы тесны, найдется крыша за околицей.

У нас на гумнечке немножко:

Пятьдесят молодцов, сорок девок…

Балалайки, бубны, тальянки сменяют наигрыши с "Наборной" на "Сборную", со "Сборной" на "Капустку", на "Заиньку". Дробят по гладкому току гумна полусапожки - новокупки, блескучие жениховские калоши на валенках выше колен, ветер поднимает подолы в кружевах, развеваются шитые-расшитые передники.
Сковородник на печи,
Ты не много хлопочи!
Десяточка два-три
Ты блинов напеки.
Двое ходят, двое бродят,
Двое сойдутся и обоймутся,
Обоймутся и поцелуются
По старому закону:
Четыре на кону, -
Но не выщелкать.
Целоваться девять раз,
Против носу, против глаз,
Девяносто один раз.
Закон, старый закон!
Чем нам песенку начать,
Чем ее окончить? -
Разговорами начнем,
Поцелуем кончим.
Ребятишки, непременные участники встречи весны, забравшись куда ни повыше - на изгороди, крыши амбаров, погребов, - голосили в крик:
Весна-красна,
Что принесла?
Теплое солнышко,
Красное летечко…
Прислушайся, в соседней деревне сверстники надрываются:
Весна-красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На жердочке,
На бороночке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Мамы, бабушки пекли хлебцы, формой сходные с летящими птицами, изюминки вместо глаз. Сороки - праздник деревенского детства. "Жаворонки прилетели, на головку деткам сели". Нет весны без радости! Ребята выставляли "жаворонков" на скирды, с настоящими птичками делились: поклюют, звончей зальются. С дороги, из-за моря, чай, голодные.
Честно признаться, крошки доставались воробьям: жаворонки появляются позднее.
Пекли "жаворонков" и в войну, когда каждая горсть муки была на строгом учете. Кое-где даже в школах в подарок малышам. Изюм заменялся ягодками сушеной черники…
В духовных святцах Сороки - память сорока мучеников, в IV веке страдавших за веру на озере Севастийском. Устные календари о Сороках сказывали: "Зима кончается - весна начинается". "Сорок мучеников - впереди сорок утренников". От зимы нередко всего отличия, что морозам ночью трещать, на восходе крепчать, днем в тени прятаться. ".Сороки - сорок пичуг из заморья на Русь-матушку пробираются": синька-трясогузка - к ледолому, чайка - на полую воду, зяблик - на зябь, пахоту летошнюю.
Чувствительней перепады ночных и дневных температур, с утра дали поволакивает беспросветная пелена.

Наш фотоальбом ЖАВОРОНКОВ ВСТРЕЧАЕМ!
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.238185916324760.1073741855.100004000613160&type=1&l=d4586b32c7

Свеча

МАРТ: ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕМ!

А с 1 /14 марта и новая пора в нашей жизни наступила: по меткому народному слову вовсе даже не весна, а позимье - пролетье!
Первая половина современного месяца марта - это еще зимний месяц февраль - бокогрей!

Наш фотоальбом МАРТОВСКАЯ ПОРА - СНЕЖНАЯ!
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1026088287534515.1073742599.100004000613160&type=1&l=639a781749


И только с этого дня,1 марта по старому стилю, можно начинать весну ждать! Да и то с оглядками! Евдокия-весновка весну встречает!


Наш фотоальбом 1/14 МАРТА - ПЛЮЩИХА! (https://www.facebook.com/media/set/?set=a.622743667868981.1073742398.100004000613160&type=1&l=3815fa37f8)

Знаток русской жизни А.Терещенко в книге "Быт Русского народа. Забавы,игры,хороводы." повествует,как встречали весну русские люди:
ВСТРЕЧА ВЕСНЫ
С весною наступает отрадная жизнь, с весною все оживает и радуется, все веселится и услаждает себя: и согбенные старостью лет чувствуют тогда свое перерождение. Они забывают даже, что отжили свой век, умерли для удовольствий. А вечно беспечная и игривая молодость, не размышляя, что ждет ее, предается всем упоениям безотчетной веселости: оживляет летучие свои наслаждения восторженными порывами и уносится в нескончаемую даль цветущей жизни, забывая невольно, что радость иссякнет в свое время; что ее восторги также замрут в свою очередь. Молодость не рассуждает, не верит и забывает даже свое настоящее, а это забвение утешительно для жизни.
Во все века и у всех народов, как древних, так и новых, всегда приветствовали весну особыми обрядами. У греков и римлян учреждены были особые празднества, сопровождавшиеся играми и песнями. Там в честь Флоры, богини весны и цветов, воспевали торжественные гимны и пировали по несколько дней сряду. У них начиналась весна 3 марта, потому игры их назывались цветными* [* Ludi florales (лат.) – игры цветочные.]. Женский пол, увенчанный цветочными и древесными венками, веселился в продолжение пяти дней до исступления: обнимался и целовался с мужчинами при обоюдно сладострастном пении, которое редко оканчивалось одними скрытными поцелуями: игры цветные тревожили строгую нравственность Катона. Он многократно покушался запретить беснование, как он выражался, но все его усилия оказались тщетными. Уже в его время порча нравственности сделалась повсеместною.
По разрушении Римской империи многие забавы и увеселения перемешались с обрядами разнородных племен, и встреча весны отправлялась ими уже по своему обыкновению: пировали и пели радостные песни под пляску. Почти такое же отправление встречаем между некоторыми славянскими племенами.
Словаки и венгры поныне приветствуют весну летней песнею:
Лето, наше лето,
Кдесь так длуго боло?
Сидело си на ловици,
Немогло си к нам прийци* [.* Kollar. «Narodn. Zpiew.», ч. 1, с. 274.]

ВЕСНЯНКИ

Едва начинает смеркаться, девушки оставляют работу и выходят на улицу; каждая садится, подле своей хаты, и кто вышел прежде, тот заводит весеннюю песню. Голос ее далеко разносится. Подруга, услышав знакомый напев, отвечает ей другим куплетом той же самой песни. Наконец все девушки начинают перекликаться, потом собираются и вместе запевают веснянку.
В Малороссии встречают весну особыми играми и песнями, известными под именем веснянок. Они поются во время хороводных игр и при встрече весны и лета.

** [** Веснянок весьма много, но здесь приводятся только несколько для примера.]:
Розлылися воды
На четыре броды:
У первому броду
Соловейко щебетав.
Зелены сады розвывав.
У другому броду
Зозулька ковала,
Литечко казала.
У третьему броду
Коничек заржав,
Вин дороженьку почув.
А в четвертом броду
Та дивчина плаче:
За не любого идучи,
Соби лихо чуючи.
Свити, зорю, на все поле,
Покиль мисяц зыйде;
Покиль до мене милинький
Вечеряты прийде.
Ой, чи прийде, чи ни прийде
На вечерю тую;
А я ему ранесенько
Снидаты зготую.
Цвили лозы при дороэи
Синесиньким цвитом.
Ишов коэак з улицы
Билесиньким свитом:
Не жаль тому козаченьку
Поснидаты даты.
Що вин иде з улицы,
Як стане свитаты.
Нема лёду, нема лёду,
Нема и перейду.
Коли тоби люба мила,
Бреди и чрез воду.
Перебрела дви риченьки
И половину ставу.
Не вводь мене, коэачиньку,
В великую славу.
Ой, самаж ты, дивчиненько,
Себе в славу вводишь,
Що пизненько, не раненько,
3 улицы ходишь.
Ой, як мини, коэаченьку,
Та раньше ходыти?
Як возмеш ты за рученьку,
Немусишь пуститы.

МАРЕНА ИЛИ МАРА

В Польше веснянки почти забыты, а в России мало известны. В малороссийских краях, кроме пения веснянок, носят еще чучело по деревням и полям, одетое в женское платье, которое называется марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. В Украине носят сделанную из дерева ласточку и поют песни в честь весны.
В некоторых местах России веснянки известны только в явлениях духов, которых представляют в женском виде и думают, что они появляются весною, как зимнянки зимою, осянки или оснянки осенью.

КЛИЧКА ВЕСНЫ

Весну встречают еще окликанием. В Смоленской губернии дети, девицы и пожилые женщины влезают на крыши домов, скотных сараев или сходят на гору и кличут весну.
Красная весна,
Что нам несешь?
Другие им отвечают:
Красное лето,
Теплое лето.
Кличка весны изменяется по местностям. В XVI веке существовал обычай, как видно из «Стоглава»: поутру рано жгли солому и кликали мертвых. Во многих местах Польши окликают весну рано поутру, в Великий Четверг, и в этот день купаются до солнечного восхода, чтобы здоровым быть весь год. Такое поверье существует и в Малороссии: кто успел выкупаться до солнечного восхода, тот оставался в полном убеждении, что к нему не пристанет никакая зловредная болезнь.

В деревне Сосновке (Чистопольского уезда Казанской губер.), когда запоют первые петухи, тогда девушки и парни бегут зачерпнуть воды из речки Вахты, пока ворон не обмакнул в нее крыла, и умываются этой водою. В уездах Буйске и Сольгаличе (Костромской губ.) поселяне погружаются три раза в воду и, кувыркнувшись на земле столько же раз, влезают потом на угол избы и поют песни в честь весны или скачут через плетень огорода, лазают на деревья, вертятся около стогов сена, кувыркаются, катаются по зеленой траве и поют:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

В Буйске, когда не вскрылись еще реки, девушки, схватясь за руки, вертятся около проруби и приговаривают:

«Весна, красная весна!
Приди, весна, с милостью,
с милостью, с великой благостью»;
или входят в воду по пояс, плещут водою и, взявшись за руки, говорят:

«Вода весенняя, здоровая!
Дай и нам здоровья».

Многих больных нарочно приносят в Великий Четверг к ручью, и их омывают вешней водою, полагая, что она излечит их.
В Олонецкой губернии весна начинается довольно поздно, первого мая. В это время там встречают весну с соломенным чучелом, утвержденным на шесте, и ставят его на возвышенном месте. Тут приготовлены пироги, разные кушанья и водка; садятся около чучела и пируют; потом зажигают его и пляшут вокруг, пока он не сгорит.
В Калужской губернии зазывают весну, собираясь на холмах или полянах, и в честь ее поют песни.
В Тульской губернии закликают весну с фоминой недели. Перед заходом солнца собираются поселяне обоего пола на ближний холм или пригорок, оборачиваются лицом к востоку, читают про себя молитву и потом становятся в хоровод. Избранная запевалыцица, держащая в одной руке хлеб, а в другой красное яйцо, распоряжается хороводом.

Весна-красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке.

Потом все начинают петь хороводную песню:

Как и все девки на улице,
И все красные на широкой;
Одной девки нет:
Сидит она во тереме,
Ширинку шьет золотом,
Узду вяжет тесьменную.
Ах, горе великое!
Кому-то достанется?
Достанется моему суженому,
Моему ряженому.

Множество веснянок сохранила русская культура!

Вот одни из них,которую пели в день Евдокии-весновки 1/14 марта:

Благослови, Мати,
Весну закликати!

Рано,рано
Весну заклинали!

Весну закликати –
Зиму провожати!

Рано,рано
Зиму провожать!

Зимовку в вазочку,
Летечков челночку.

Рано,рано
Летечко в челночку!

*****
Благослови, Мати,
Весну закликати!
Весну закликати –
Зиму провожати!

Ой, весна, весна,
Теплое летечко…
Ой-лё-лё-ли-лё…
Теплое летечко…

Ай, весна-красна
Зачем к нам пришла?
Ой-лё-лё-ли-лё…
Зачем к нам пришла?

Зачем к нам пришла,
Что нам принесла?
Ой-лё-лё-ли-лё…
Что нам принесла?

Девкам по венцу,…
Девкам по венцу
Ой-лё-лё-ли-лё…
Девкам по венцу…

Ой, весна, весна,
Теплое летечко…
Ой-лё-лё-ли-лё…
Теплое летечко…

*****
Благослови,Боже,
На взгорочку сести,
Весну загукати,
Летечко отмыкати,
Зиму замыкати.

Летечко тепленько,
Зима студеная,
Летечко вкаточку,
Зима в полозочку.

*****
"Приди к нам, весна...":

Приди к нам, весна,
Со радостью,
Со великой к нам
С милостью!

Со рожью зернистою,
Со пщеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим.
Со просом,со гречею,
С калиной-малиною,
С чернойсмородиной,
С грушами,со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!.

*****
Благослови,Боже,
Благослови,Христос,
Нам весну зачати,
А зиму проклясти!

*****
Ой,весна красна,
Тепло летечко!
Что нам вынесла?
- Короб житушка,
Два - пшеничушки,
Малым детушкам -
По яичушку,
Красным девушкам -
По перстенечку,
Молодым молодушкам -
По детенышку,
Старым старушкам -
По рублевику!

*****
Дай,весна,
Добрые годы,
Годы добрые,
Хлебородные!

Зароди жито,
Густое,
Жито густое,
Колосистое!

Колосистое,
Ядренистое -
Чтобы было с чего
Пиво варити,
Пиво варити,
Ребят женити,
Ребят женити,
Девок отдавати!

*****
Весна красна,
На чем пришла?
На кнутике,
На хомутике,
На овсяном пучке,
На пшеничном колоске!
Наш фотоальбом МАРТ: ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕМ! https://www.facebook.com/media/set/?set=a.629884307154917.1073742405.100004000613160&type=1&l=88f3857366
Свеча

"На реках Вавилонских..." (хор братии Валаамского монастыря)


В приуготовительные недели, на воскресной всенощной после полиелея, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».
«В псалме оплакивается судьба Иерусалима и иудеев; им было попущено за их согрешение пленение Вавилонское, и когда их вели в Вавилон, они, принужденные ведущими их вавилонянами к пению, горько плакали, вспоминая свое отечество, свой славный город Иерусалим, свой храм. Как было у них хорошо, какого они лишились блага, счастья, свободы и удобства к служению Господу, и они скорбно восклицали: “Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Прильпне язык мой к гортани, если забудем тебе Иерусалиме, если будем искать иного утешения кроме тебя!”....  Пусть и наш язык прильпнет к гортани нашей, если мы забудем наши монашеские обеты, оставим служение Господу, пренебрежем Его Святыми заповедями и пойдем по мирскому и пространному пути мира сего в забвении и грехах. “Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе Иерусалиме!”...