Vladimir Zangirov (vzangirov) wrote,
Vladimir Zangirov
vzangirov

Categories:

ПРО ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ



Про первое сентября...

Этот день помнят все, кто когда-то первый раз пошел в школу, чтобы каждый год снова и снова садиться за парту. Вот так и я 62 года назад, в 1958-м году узнал, что такое школа, в которую надо было приходить десять лет подряд первого сентября.

Потом, 52 года назад, пришла пора трудовых университетов на заводе, в шахте, на стройке, где надо было отчитываться результатами работы, которые говорят без всяких слов. А 47 лет назад, в 1973 году, наступила студенческая жизнь, и были пять первых сентябрей философского факультета Уральского университета, где мы зарабатывали диплом преподавателей гуманитарных мудростей.

И получилось так, что 42 года назад в 1978 году, первого сентября я снова оказался в школе, но уже в качестве наставника молодежи. Был это учебно-производственный комбинат, в котором школьники пробовали себя в разных трудовых штудиях: кто электриком, кто кулинаром, кто металлообработчиком. Был я при них представителем славных социологических наук, желавшим понять, куда ведут пробные трудовые поприща, именуемые в народе мудреным термином "профориентация". Откуда мне было знать, что среди этих пытливых молодых людей сидел будущий вице-губернатор энской губернии. Да дело и не в жизненных траекториях школьников, которые со временем ушли добывать себе настоящие профессии. Дело в прививаемом им отношении к труду, к себе как к трудящимся, к тем, чье благо зависит от этого отношения. Тогда было легко прививать это отношение к труду и к себе, а сегодня стало намного сложнее, потому что настало другое время, когда кажется, что главное не труд, а добывание денег любой ценой. Такая утрата ориентации весьма опасна тем, что ведет к человеческой деградации.

Хорошие были школьники, с которыми я сорок лет назад начинал свою педагогическую деятельность. Начинал, чтобы продолжить совсем в другом месте, в другом городе по имени Ставрополь, в профессионально-техническом училище, где готовили рабочих для народного хозяйства. Эти учащиеся были уже постарше, посмелее, с гонором и повадками. Был я с ними воспитателем, наставником, старшим товарищем. А вот начальником над ними был только тогда, когда собирал футбольную команду для участия в турнире, можно сказать, руководил игрой. В остальное время не столько сам учил молодых пэтэушников, сколько сам учился находить общий язык с молодежью.

Однако надо было определяться с той работой, ради которой пять лет добывался университетский диплом. Да не одному, а вместе с молодой специалисткой славных социологических наук, коей к тому времени стала моя жена Ольга Александровна. Так получилось, что первого сентября 1981-го года у нас начался новый этап педагогической деятельности, уже со студентами. У меня - в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта, у Ольги Александровны - в Хабаровском государственном медицинском институте. Конечно, мы стали преподавателями своих гуманитарных премудростей.

Каждый год первого сентября первокурсники наших вузов собираются на свою линейку, посвящаются в студенты, а мы начинаем свой очередной учебный год. Получается, что эта дата - не просто листок в календаре, а точка отсчета в нашей жизни. Для педагога первое сентября сродни школьному колокольчику, напоминающему о том, что пришло время снова учиться быть старшим товарищем для племени младого, незнакомого. Снова учиться трудному ремеслу, которое звалось когда-то в народе "педагогикой сотрудничества". В этом уже забытом словосочетании кроется глубокий смысл нашей работы - вместе трудиться, чтобы вместе отвечать за порученное дело. И если где-то совершаются врачебные или инженерные ошибки, то это и мы виноваты в них, что не научили, не продумали, не предусмотрели, не предупредили. И только тогда, когда мы разделяем эту ответственность сами, а не по приказу ректора, директора, завуча или проректора, мы педагоги, получающие право выходить к молодежи, которая всегда одинакова своей тягой к росту, творчеству, испытаниям, дерзновению. И если мы не способны сами на такую же тягу, то мы теряем моральное право каждый раз первого сентября встречать новое поколение учащихся, чтобы идти с ними вместе по одной дороге жизненного роста.

Более того, надо всегда быть выше своих питомцев в этом творческом росте, чтобы иметь возможность всякий раз поднимать их на этот более высокий уровень, каждый раз надеясь, что ученик обязательно превзойдет своего учителя. Это как сделал сам шаг вверх, а потом подтянул ученика за собой. Так поднимаются на трудную гору, в одной связке. Если нет сотрудничества, то и педагогики тоже нет. Если вместе, то и не трудно, а легко, в удовольствие, в пользу. Тогда хоть сорок лет, хоть пятьдесят, хоть шестьдесят! Пользуясь случаем, можно сказать несколько напутственных слов моим ученикам, которые первого сентября придут на свою первокурсную линейку. Вначале надо усвоить главную мысль - учиться никогда не поздно! Это означает, что надо приходить в аудиторию, где идет учебный процесс, вовремя, по звонку, но, если не получилось, то не шататься по коридорам, а вежливо испросить разрешения занять место в аудитории. Вторая главная мысль - учиться не за страх, а за совесть! Это означает, что любое учебное задание дается лично тебе для того, чтобы с увлечением выполнять его, зная, что оно дано для твоего личностного роста, для подготовки к избранной тобой профессии. Еще это означает, что настоящая учеба несовместима с принудиловкой. Учат предметы не из боязни получить двойку, а из желания самосовершенствования. Третья главная мысль - сессия есть любимое время года! Это означает, что мы пришли к сессии вооруженными прочными знаниями, уверенными в своих силах. Любой экзамен есть отчет о проделанной работе. И, если работа проделана большая, то и отчитываться приятно. Ну, а если в семестре отлынивал от учебы, то сессия превращается в сплошную муку, кошмар, который вспоминать тошно.

Что касается первого сентября, то в этот день все мы первоклассники, кто в прошлом, кто в настоящем, кто в будущем. Мы все причастны к этому дню, к этому настроению. Можно рассматривать этот день как ежегодный символический старт новой учебы, выпадающей на разных жизненных местах. А школьный звонок напоминает, что пора снова учиться, и не чему-нибудь и как-нибудь, а по-настоящему, с увлечением, не дающим уставать. С первым сентября!

1 сентября начался новый, 43-й учебный год доцента Зангирова, из них 40-й в "железке"...

Как я провел этот день?! Пришел в Дальневосточный университет путей сообщения, побывал на кафедре философии, вытер пыль с рабочего стола - ведь был большой перерыв в работе...Поздравил коллег с началом учебного года, выслушал взаимные поздравления и отправился домой - готовиться к занятиям! Завтра - 4 пары!

К учебному процессу готов!

#ДВГУПС

Tags: #ДВГУПС
Subscribe

  • РУССКИЕ ИГРУШКИ В НАШЕМ ДОМЕ.

    Вот так случилось, что 12 мая - день особого о нас попечения Батюшки Нектария! Это день его памяти. По­след­ним со­бор­но…

  • ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ...

    Наш фотоальбом ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ...…

  • ПОДАРИ МНЕ ПЛАТОК!

    Подари мне платок?! Голубой лепесток! Вот! Выбрал! Дарю! Не в сундук положу, на груди завяжу, И что ты подарил - всем расскажу! Наш…

Comments for this post were disabled by the author